Отрадный

 

 Музей

Основные направления развития местного самоуправления в Российской Федерации

Общероссийская общественная организация «Всероссийский совет местного самоуправления» представила доклад о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации по итогам 2018 года и на начало 2019 года. Документ был подготовлен Минюстом России в рамках ежегодного мониторинга развития системы местного самоуправления в РФ.

При его подготовке использовались обобщенные данные, представленные органами исполнительной власти субъектов РФ специально для целей указанного мониторинга. Фактические данные запрашивались по состоянию на 1 марта 2019 г.

Основные изменения в законодательстве Российской Федерации. Нормотворчество субъектов РФ и в сфере местного самоуправления было связано с реализацией проектов территориальных преобразований, а также с «точечной» корректировкой параметров, ранее включенных в законы субъектов Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ и касающихся таких вопросов, как перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также порядка избрания глав муниципальных образований и их места в системе органов местного самоуправления.

По состоянию на 1 января 2019 г. на территории России в государственный реестр уставов муниципальных образований зарегистрировано и внесено 380 558 уставов и муниципальный правовой акт о внесении в них изменений. Это на 2 % больше, чем в 2017 году.

По состоянию на 1 марта 2019 г. в РФ насчитывается 21 408 муниципальных образований, в том числе: 1 728 муниципальных районов; 1 472 городских поселения; 17 304 сельских поселений; 615 городских округов; 3 городских округа с внутригородским делением (города Махачкала, Самара, Челябинск); 19 внутригородских районов в городских округах; 267 внутригородских муниципальных образований в границах городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Наименьшая численность муниципалитетов отмечена в Магаданской области (9), городе Севастополь (10), Сахалинской области (18) и Ненецком автономном округе (21), наибольшая - в Республике Татарстан (955), Республике Башкортостан (895) и Республике Дагестан (761). Наибольшая численность муниципальных районов - в Алтайском крае (59), городских поселений - в Ленинградской области (65), городских округов - в Свердловской области (68), внутригородских муниципальных образований - в Москве (146).

38 городских округов обладают статусом ЗАТО, 12 городских округов и одно внутригородское муниципальное образование в г. Москве (бывший городской округ Троицк) - статусом наукограда. 1 876 муниципальных образования отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям, 294 - к территориям традиционного природопользования, 154           - к территориям опережающего социально-экономического развития, 37 - к свободному порту Владивосток. 319 муниципалитетов имеют статус «моногородов», 404 - муниципалитетов с особой этнокультурной идентичностью. Непосредственно к государственной границе примыкают 856 муниципалитетов, 268 - имеют выход к морям Мирового океана, 181 - к Каспийскому морю, 27 - расположены на островах (15 из них на острове Сахалин).

В течение 2018 года было осуществлено 258 изменений территориальной организации местного самоуправления, в том числе 62 изменения границ муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, 189 случаев преобразования муниципальных образований и 7 случаев упразднения поселений (в Красноярском крае и Иркутской области). 140 из 189 случаев преобразования - объединения сельских поселений, которые приняли массовый характер в Республике Мордовия, Курганской, Саратовской и Смоленской областях, и еще в нескольких регионах осуществлялось эпизодически. 7 случаев преобразований в 2018 году связаны с присоединением единичных поселений к городским округам, 1 случай - объединение городского поселения с сельским. В одном случае имела место смена статуса сельского поселения на городское (поселение Курчалой Чеченской Республики), еще в трех - с городского поселения на сельское.

Еще 19 случаев изменения территориальной организации местного самоуправления (из них 18 преобразований и 1 изменение границ муниципалитетов) зафиксированы в период с января по март 2019 года, из них 13 - объединения сельских поселений, еще 2 случая объединения сельских поселений с городскими.

Как правило, такие преобразования осуществлялись с согласия муниципалитетов, выраженных их представительными органами. Вместе с тем в Московской области имело место несколько случаев принудительного прекращения статуса муниципальных образований (городские поселения Запрудня и Электроугли, сельское поселение Борисовское Можайского района), не согласившихся с предлагаемыми преобразованиями.

В Пермском крае, Костромской, Московской и Ярославской области Единичные случаи присоединения муниципальных районов к уже существовавшим городским округам.

В результате произведенных преобразований Калининградская область стала третьим субъектом России (после Магаданской и Сахалинской областей), состоящим только из городских округов. По результатам изменений, произведенных в Московской области в 2015 - 2019 гг., почти вся ее территория (за исключением Ленинского района) также оказалась поделена между городскими округами (завершающие преобразования проводились в марте - апреле 2019 г. незадолго до принятия         Федерального закона № 87-ФЗ), аналогичные преобразования охватили в совокупности примерно половину территории Пермского края.

Одной из форм непосредственного осуществления местного самоуправления населением является местный референдум, реже – сходы граждан в малочисленных поселениях, где насчитывается не более 100 жителей. В то же время общераспространенными формами гражданской активности являются собрания граждан (в 2018 году проводились 64,3 тысяч раз, за первые месяца 2019 года - 14,7 тысяч раз), публичные слушания (92,6 тысяч раз в 2018 году и 14,6 тысяч раз за первые 2 месяца 2019 года), а также общественные обсуждения (53,9 тысяч раз в 2018 году и 3,0 тысячи раз за первые 2 месяца 2019 года. При этом необходимо отметить, что при решении ряда ключевых вопросов местного значения (принятие и изменение уставов муниципальных образований, утверждение и изменение местных бюджетов, вопросы территориального планирования, изменение территориальной организации местного самоуправления и т.п.) проведение публичных слушаний либо общественных обсуждений является обязательным. Несколько реже проводятся опросы граждан - 8,7 тыс. в 2018 году и 4 тыс. за первые 2 месяца 2019 года.

Система организации местного самоуправления определяется законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований в рамках, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ и иными федеральными законами.

На 1 марта 2019 г. были сформированы и действовали 21 418 представительных органов муниципальных образований, из которых 20 785 составов было сформировано путем проведения прямых выборов, 633 состава - по системе делегирования.

Главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ могут быть избраны одним из трех способов: избрание на муниципальных выборах; избрание из состава депутатов; избрание по конкурсу.

Повсеместное применение конкурсной системы предусмотрено законами 27 субъектов Российской Федерации (республики Адыгея, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Мордовия, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Приморский и Ставропольский края, Архангельская, Волгоградская, Ивановская, Курганская, Липецкая, Московская, Новгородская, Омская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская и Челябинская области, Еврейская автономная область). К этой же группе можно отнести Магаданскую область, в которой все 9 глав городских округов также должны избираться по конкурсной системе.

Повсеместное избрание глав муниципальных районов и городских округов депутатами представительных органов предусмотрено законами 15 субъектов Российской Федерации (республики Башкортостан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Крым, Северная Осетия - Алания, Чеченская, а также Белгородская, Брянская, Вологодская, Калужская, Ленинградская, Орловская, Ростовская, Рязанская и Тульская области).

Повсеместное применение системы прямых выборов глав муниципальных районов и городских округов предусмотрено законами лишь 3 субъектов РФ - республик Саха (Якутия) и Хакасия, а также Чукотского автономного округа.

По данным органов исполнительной власти субъектов РФ, по состоянию на 1 марта 2018 г. из 1 709 избранных и действующих глав муниципальных районов и 599 глав городских округов соответственно 249 глав муниципальных районов и 71 глава городского округа были избраны на муниципальных выборах, 633 и 153 главы — из состава депутатов, 827 и 375 глав - по конкурсу.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения обеспечиваются собственными доходами местных бюджетов, а делегированные государственные полномочия - субвенциями из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В 2018 бюджетном году в качестве участников бюджетного процесса выступали 21 937 муниципалитетов, в 2019 бюджетном году в связи с произведенными преобразованиями количество муниципалитетов - субъектов бюджетных правоотношений уменьшилось до 21 560.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ главы муниципальных образований должны либо исполнять функции председателя Думы муниципального образования, либо возглавлять местную администрацию.

Фактически из 21 245 глав муниципальных образований 4 184 главы исполняют полномочия председателей представительных органов муниципальных образований. 7 457 (33,1%) глав возглавляют местные администрации. 9 604 (45,2%) главы муниципального образования совмещают функции председателей Думы муниципальных образований и глав местных администраций.

На момент предоставления информации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (1 марта 2019 г.) из 235,8 тыс. депутатских мандатов, существовавших в составе 21 418 представительных органов муниципальных образований, были замещены 227 тыс. мандатов, еще около 8,9 тыс. мандатов оставались вакантными. Около 95,5% таких депутатов избраны по одномандатным и многомандатным округам, и лишь 11,5 тыс. избранных на прямых выборах депутатов (5,5% от общего их числа). В основной своей массе депутатами являются мужчины от 36 до 60 лет с высшим образованием. Работают они на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более одной десятой от установленного числа депутатов.

29 августа 2019 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться